Будем дитятко учить нашей Родине служить. Что такое «Разговоры о важном» и почему они бесполезны

Natalya Shashkova
7 min readOct 1, 2022

--

Новый учебный год в условиях «спецоперации» гарантирует новые вызовы. В этом году упор решили сделать на так называемом «патриотическом воспитании». Туда входит поднятие флага (церемония чётко регламентирована, в сети можно найти кучу документов, в которых описывается, как её надо производить. Например, в этом документе рассказывается, как ведут себя школьники и знамённая группа и как и куда необходимо ставить флаг) по понедельникам, опускание его по пятницам и небезызвестные «Разговоры о важном».

Что такое «Разговоры о важном»

О «Разговорах о важном» стало известно ещё в апреле, но первые посты с подробностями появились лишь в июне. Предполагалось, что это будут разговоры о том, что важно подрастающему поколению и каждому классу в особенности, совмещённые с патриотическим воспитанием. Например, первого сентября с одиннадцатиклассниками обсудили олимпиады.

Если вы ещё учитесь в школе и впервые слышите об олимпиадах, советую не откладывать в долгий ящик знакомство с ними. Рекомендую мой подкаст с олимпиадницей и неоднократной участницей программы «Сириус» Алисы Минаевой

Перед началом учебного года все материалы ближайших предстоящих уроков были выложены на сайте «Разговоров о важном». Однако, после того как особенно внимательные родители, обнаружив в документах упоминание «спецоперации», возмутились содержанием, 5 сентября уже доступные материалы уроков исчезли с сайта. А на их месте сразу же появились новые — уже без упоминания «спецоперации». Теперь «Разговоры о важном» содержат смесь из патриотизма, любви к близким и к Родине. Не совсем понятно, каким образом ультрапатриотические «Разговоры о важном» теперь отличаются от непринуждённого «Осмысленного чтения».

Читайте также: Что такое «Осмысленное чтение» и как в школах читают провластные тексты. Исследование

Однако некоторые учителя не успели перестроиться, поэтому 5 сентября в школе в Переславле-Залесском прошёл урок по старой методичке. Родителей возмутила не только тема, но и использование преподавателем обсценной лексики. На уроке он рассказал детям, что наёмникам, воюющим на стороне Украины, надо прострелить колени, отрезать уши и нос (видимо, забыв о Женевской конвенции, предписывающей обращение с военнопленными), что во время Второй Мировой войны против нас воевали буквально все (видимо, даже союзники по Антигитлеровской коалиции) и что дед Олафа Шольца воевал на стороне нацистов. Последнее, кстати, давно опровергнутый фейк — у генерал-лейтенанта СС Фрица фон Шольца не было детей, а дедушка и бабушка нынешнего канцлера ФРГ трудились на железной дороге.

Родителям в ответ на возмущения директор сказал, что «пока идёт обкатка и учитель может импровизировать», а сам учитель на претензии возмутился, спросив, неужели их дети «вне политики». Однако дети прекрасно поняли смысл рассказанного: когда одна мама спросила у своего ребёнка, что такое патриотизм, по его мнению, он сказал: «Ну, наверное, это любовь к войне».

Что обсуждали на «Разговорах о важном»

Со старшеклассниками в старой версии уроков разговаривали о том, как круто пойти после школы в армию служить. В контексте ситуации, в которую страна погрузилась спустя 16 дней после даты предполагаемого первого урока, этот мобилизационный ресурс стране необходим.

Самые значительные изменения претерпел урок из цикла «Наша страна — Россия». Например, ещё 2 сентября для 3–4 классов упоминаются пословицы про отдачу жизни Отечеству и даётся пояснение пословице «Родину любить — Родине служить». В материале же от 5 сентября ничего из упомянутого в сценарии нет.

Пословицы про смерть есть
Пословиц про смерть нет
Пословица про служение Родине есть
Пословицы про служение Родине нет

В уроке для 5–7 классов ещё 2 сентября можно было заметить пословицу «Где родился — там и пригодился», а в конце значился текст про «специальную военную операцию», написанный, к тому же, неграмотно с точки зрения цельности и связности текста.

Пословица есть
Пословицы нет
Текст про СВО

То же самое касается сценариев для 8–9 и 10–11 классов — до удаления материалов в материалах был тот же самый текст про СВО.

В цикле «День пожилых людей» рассказывается о том, как надо уважать старших людей и как нелегко им приходится. Конечно, ни слова не будет сказано о том, почему нашим бабушкам и дедушкам так нелегко, — на пенсию невозможно купить товары первой необходимости из потребительской корзины. Зато будет предложено порадовать пожилых людей подарком своими руками. А ещё научат терпильству: старших надо уважать всегда, даже если они неправы. Старики — самое нужное нам поколение. Вот уж действительно, фраза в заголовке: «Как прошлое соединяется с настоящим?» — очень символична.

Подпись урока про день пожилых людей

Впрочем, тут всё более-менее понятно: геронтократическая власть предпочитает стариков не только потому что «свои», но ещё и потому что пожилые люди составляют основу так называемого «ядерного электората».

Но без упоминания «народа Донбасса» не обошлось — по крайней мере, в методичке для 8–9 классов. Может быть, после давления родителей текст опять уберут. Кто его знает — быть может, фразу о «процветании государства», взятую из сценария для 10–11 классов, мы больше не увидим. Что делать в таком случае, вы уже знаете.

Другие уроки ещё не открыты. Впрочем, ничего не мешает энтузиастам из IT-среды покопаться в коде и сделать то же самое, что они сделали в 2018 году с Лентой.ру. Обсуждать будут также: День учителя — в стране, где за мизерную зарплату учитель делает буквально всё, вплоть до выдачи повесток, и где работа учителя не услуга, а «призвание», — день отца — в стране, где большинство семей неполные, — «Мы разные, мы вместе» — в стране, где цветёт и пахнет ксенофобия ко всем неславянам…

Успешны ли будут «Разговоры»?

22 сентября стало известно, что школьникам предлагают заполнить анкеты про патриотизм, СВО и «традиционные семейные ценности». Среди утверждений, которые необходимо оценить: «Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами»; «Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы»; «К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги»; «Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать и бояться»; «Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи».

Тестирование, стр.1
Тестирование, стр.2
Тестирование, стр.3
Тестирование, стр.4

Огромные вопросы вызывает законность данного мероприятия. Это не профориентационный тест, не тест на личностные установки — хотя все эти утверждения перемежаются другими утверждениями уже из тестов на личностные установки, такими как: «Я часто недоволен тем, как я живу». Насколько вообще уместно спрашивать у условного четвероклассника о «сильной военной державе»?

Здесь есть и хорошие новости: с увеличением вовлечённости государства в «патриотическое воспитание» ваших детей последние всё больше будут закрываться от этой информации: условно говоря, чем больше учителя будут говорить о «нацистах в Киеве», тем меньше детям захочется воспринимать эту информацию. Проявится своеобразный негативизм, оппозиционный синдром.

Когда происходит переход государства от авторитарного стиля к тоталитарному, довольно сложным представляется идеологическая мобилизация граждан. Когда государство годами выращивало в собственных гражданах пассивность и незаинтересованность в политике, заинтересовать их в нужный государству момент не получилось. Давить на ценности не получится — с момента, как, в соответствии с доктриной постмодернизма, обсуждать их стало пошло. Поэтому всё, что остаётся государству, — это выдавать равнодушие граждан и их детей к политике за всенародную любовь.

Кроме того, сами дети без особого желания участвуют в подобных разговорах и прекрасно понимают, когда их мнением манипулируют. Например, когда на уроке учительница предложила ученикам отнести себя либо к патриотам, либо к националистам (последних она определила как «восхваляющих свою нацию», несмотря на то что ученица сказала, что национализм — «любовь к своей нации»), девочка прошептала своей соседке по парте: «А можно третий вариант какой-то?»

И вот это огромный минус в первую очередь для самого государства: годами оно относилось к детям, как к умственно отсталым, ничего не понимающим. Проще говоря, оно считало, что дети — это чистый лист, на котором можно написать нужные мысли и идеи. Однако теория tabula rasa не работает: у детей изначально есть установки, на которые не могут повлиять ни родители, ни учителя. Государство годами недооценивало когнитивные способности школьников, и именно поэтому работать с ними станет почти невозможно.

Как «откосить» от посещения этих уроков?

В некоторых школах заставляют посещать «Разговоры о важном», однако невозможно сказать, что это правило — это, скорее, исключение. Конечно, всякие министры (в том числе и Сергей Кравцов) могут говорить, что внеучебная деятельность — тоже план школьной программы и поэтому обязательна к посещению. Однако юридическая практика показывает, что это не так: можно оформить письменный отказ и не посещать нулевой урок по понедельникам. «Альянс учителей» подготовил для озабоченных родителей шаблон заявления для отказа от посещения «Разговоров о важном».

Помните: здоровый сон — самое важное для подрастающего организма. Спасите своих детей от пропагандистского облучения: даже если он будет ходить на этот урок со сформированным навыком критического мышления, через несколько занятий ему начнёт казаться, что «не всё так однозначно».

Если вы осведомлены о том, как проходят «Разговоры о важном» у вас/вашего ребёнка, пишите свои рассказы мне на почту natalysh2003@gmail.com и в моём Telegram-чате.

Превью ролика про “Разговоры о важном”

--

--

Natalya Shashkova
Natalya Shashkova

Written by Natalya Shashkova

0 Followers

Поддерживаю гражданскую журналистику, пишу лонгриды, делаю блог. Студентка МГППУ по направлению “дефектологическое образование”.

No responses yet