Университетские годы чудесные
Ситуация с пропагандой на журналистских и иных факультетах российских вузов
“Важные истории” рассказали об обучении на журфаках в топовых московских вузах: о том, как большинство направлений качественной журналистики просто убрали, везде слышна поддержка “спецоперации” (а журналистская профессия неразрывно связана с политикой и, как я уже рассказывала, воспринимается партией исключительно в контексте её рупора), а стажировку предлагают проводить в госСМИ, которые и выступают в основном распространителем ненависти по отношению к украинцам. Попытки стажироваться в некогда открытой “Новой газете” подвергаются угрозам признания “иноагентами”, и большинство будущих журналистов страны оказались в некотором висячем положении.
Читайте также: Ситуация с Синьцзянем и закат независимой журналистики в тоталитарных странах
Именно поэтому, как я всегда говорю тем, кто спрашивает: “Почему ты не пошла учиться на журфак, ведь тебе же нравится независимая журналистика?” — в нашей стране и в этот исторический период учиться журналистике невозможно. Нет, то есть можно и учиться, но какой специалист из тебя выучится — большой вопрос, а я заинтересована в получении качественного образования. Я, как представитель поколения, просто родилась не в то время и не в том месте, когда журналистов убивают, сажают, выдавливают из страны.
В своём крайнем докладе “Репортёры без границ” оценили журналистскую свободу в России в 38.82 балла и поставили нашу страну в своём списке на 155-е место из 180. Напомню, в своём декабрьском докладе те же RSF поставили Китай на 177-е место из 180.
Ни до одного своего знакомого, учащегося на журфаке, я не могу дописаться, чтобы взять мини-интервью и узнать о реальном расположении дел на их факультете. Я склоняюсь к предположениям, что пропаганда у них цветёт пышным цветом.
Но не журфаком единым подготавливается “патриотически настроенная молодёжь” к формированию выгодного власти отношения к “спецоперации”: в остальных вузах под видом дополнительных часов “воспитательной работы” проводятся пропагандистские лекции. Помимо случая такой пары с моей группой, о которой я рассказала в своём телеграм-канале, нам пришло оповещение о такой воспитательной работе по почте.
Студенты других вузов активно делятся записями со своих пар с журналистами. Чего уж говорить о школе образца “вне политики”, в которой распространяется целая кипа разных методичек. Почитав одну только “Медиазону”, можно сформировать отдельную рубрику: “Методички, спущенные сверху”.
Всё это сопряжено с беспрецедентно возросшим давлением на вузы и их преподавательский состав. В другом довольно подробном рассказе “Важных историй” описывается печальная статистика “ротации кадров”, результатом которой является назначение на должность ректоров ставленников власти и спецслужб. Например, место Ярослава Кузьминова на должности ректора ВШЭ сменил бывший приближённый к спецслужбам Никита Анисимов.
Такое подозрительное отношение к вузам со стороны правительства объясняется путинским страхом заговора. Он действительно считает, что воспитание молодёжи в даже не либеральном, а современном просветительском ключе подрывает государственную безопасность. Именно поэтому за вузами назначаются кураторы из ФСБ, именно поэтому имеет место история студента РГСУ Данилы Михеева, который активно сотрудничает с ФСБ в поиске протестно настроенных граждан и выступает судебным экспертом от лица АНО «Центр содействия развитию гуманитарных экспертиз «Независимый эксперт»», что помогает ему “профессионально” писать доносы на нелояльных граждан.
Такая система близка Путину, потому как он сам является выходцем из спецслужб, работать на которые его завербовал агент КГБ СССР, когда президент ещё учился в ЛГУ. Есть предположения, что ФСБ предлагает некоторым студентам помогать им в поиске неблагонадёжных взамен на материальную награду. Система вербовки в КГБ возрождается.
Несмотря на то, что мой профиль подготовки не связан с политикой и общественной деятельностью, даже мне, как студентке психологического вуза, тяжело абстрагироваться от ежедневной пропаганды на образовательном уровне. Что уж говорить о журфаке. Если у вас есть истории о том, как вас убеждают в поддержке “спецоперации”, а особенно если вы учитесь на журфаке, поделитесь своей историей в чате моего телеграм-канала. Это поможет мне составить объективную картину и понять примерный масштаб пропаганды.
Если у вас не открываются ссылки, используйте VPN или Censor Tracker от Роскомсвободы.